• 7 лет назад в детский сад № 53 Фрунзенского района поступил первый ребенок с диагнозом аутизм. Сегодня таких детей в дошкольном учреждении 16. Для них созданы специальные инклюзивные группы.

    Основная идея инклюзивного образования – предоставить равные возможности детям с различными особенностями развития. Но способы реализации данного подхода не всегда понятны сотрудникам образовательных организаций и родителям.

    В настоящее время сад посещают 46 детей с различными нарушениями развития: тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Для каждой категории созданы соответствующие программы сопровождения и обучения.

    В особую категорию воспитанников детского сада можно выделить детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Им нужны специфические программы сопровождения, которые значительно отличаются от классических методов и приемов работы. В этом направлении ключевую роль сыграло участие детского сада в программе «Ранняя помощь» Фонда «Обнаженные сердца». Благодаря этой программе сейчас в учреждении активно применяются поведенческие подходы для социальной адаптации детей с РАС. Работа с детьми с аутизмом и их семьями ведется сразу по нескольким направлениям и охватывает все области развития ребенка как в саду, так и дома.

    В детском саду № 53 детей с аутизмом включают в инклюзивные группы, где они обучаются совместно с нейротипичными сверстниками по адаптированным программам и одновременно занимаются по индивидуальной программе сопровождения, созданной с учетом их специфических потребностей.

    В сопровождение детей с РАС в рамках инклюзии активно включаются специалисты службы сопровождения (психологи, специальные педагоги, логопеды), воспитатели и тьюторы. Тьюторы помогают организовать для таких детей индивидуальную поддержку. В каждой группе могут одновременно находиться не более трех детей с аутизмом. Вместе со своими сверстниками дети с аутизмом учатся общаться, играть, выполнять учебные задания, участвуют в совместных мероприятиях и праздниках, посещают музеи.

    Для обеспечения комплексного подхода в работе с детьми с РАС и их семьями необходимо четко выстроить систему взаимодействия специалистов всех уровней. Для этого в саду создана служба сопровождения. Служба имеет четкую иерархию и структуру, в которой разграничены все обязанности, определены зоны компетентности и ответственности всех сотрудников. В учреждении осуществляется внутрикорпоративное обучение сотрудников и кураторство, регулярно проводятся круглые столы с участием родителей.

    Особую работу специалисты службы сопровождения проводят с родителями детей с РАС, поскольку для достижения устойчивых результатов данная категория детей нуждается в специфических методах работы с поведением не только в саду, но и дома. Родители, помимо серьезной информационной поддержки, нуждаются в обучении конкретным методам и приемам работы с поведением ребенка. Для достижения этих целей служба сопровождения детского сада реализует программу работы с семьями детей с РАС.

    Одним из направлений работы по обучению родителей эффективным навыкам взаимодействия с ребенком с РАС является тренинг для родителей по программе Национального общества аутизма «Ранняя пташка». За время тренинга родители изучают необходимую базовую информацию об особенностях детей с РАС, получают практические инструменты и навыки по анализу поведения ребенка и управлению поведением, учатся создавать внешние условия и эффективно выстраивать коммуникацию с ребенком.

    В детском саду № 53 осуществляется комплексная работа с детьми с РАС. Такой подход требует постоянного и непрерывного ведения работы с детьми в тесном сотрудничестве с их семьями и слаженной работы всех специалистов службы сопровождения. Вся работа ведется планомерно в течение учебного года и приносит высокие результаты. Но перерыв в работе во время летнего отдыха детей, длительных праздников и больничных негативно сказывается на динамике коррекционно-развивающего процесса, особенно у детей с РАС. Без постоянной поддержки и тренировки социальные и коммуникативные навыки детей могут утрачиваться, трудное поведение возвращаться, а адаптивные возможности снижаться. В такой ситуации возникает необходимость дистанционного сопровождения семей с детьми с РАС.

    Для детей, посещающих детский сад в рамках инклюзивного образования, воспитателями и тьюторами группы проводятся регулярные подгрупповые онлайн-занятия (с участием нескольких детей с РАС и, по возможности, включением нейротипичных детей группы) в режиме видеоконференции и индивидуальные онлайн-занятия со специалистами службы сопровождения (логопедом, специальным педагогом, тьютором).

    Дистанционное обучение и сопровождение семей детей с нарушениями развития в последнее время становится все более актуальным. Это связано с меняющимися условиями жизни как отдельных семей, так и общества в целом. Онлайн-занятия открывают новые возможности для оказания специализированной помощи более широкому кругу семей, воспитывающих детей с особенностями.

    Опыт такой работы в полной мере показал свою эффективность в условиях самоизоляции в период пандемии каронавируса. Семьи с детьми с РАС успешно справлялись с трудностями, родители оказали своим детям полноценную помощь при комплексной поддержке специалистов службы сопровождения.

    В преддверии празднования «Дня дошкольного работника» телеканал НТВ готовит сюжет о новой книге в рамках совместного с Фондом «Обнажённые сердца» проекта ранней помощи на примере детского сада № 53 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурге. В этом дошкольном учреждении ребята с особенностями развития с раннего возраста получают интенсивную помощь.

    27 сентября, в день воспитателя и всех дошкольных работников, Фонд «Обнажённые сердца» представит новую книгу «Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра», где авторы – психологи, педагоги, специалисты в области прикладного анализа поведения – ответили на самые распространенные вопросы родителей и специалистов, работающих с детьми с РАС дошкольного возраста. Книга будет распространяться бесплатно в электронном и бумажном виде.


    Текст: Новости Фрунзенского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Фрунзенского района Санкт-Петербурга
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1