• 2020 год запустил инновации и в учебный процесс музыкальных школ. Детям приходится обучаться в непривычном формате, соблюдать социальную дистанцию, педагогам носить защитные маски. С марта этого года изменения коснулись всех без исключения. Все занятия, репетиции, концерты перенеслись в онлайн. Весной, когда пандемия только началась, в детской школе искусств № 4 было принято решение перейти на дистанционное обучение, но не все сумели быстро перестроиться с очного. Многие не понимали, как это заниматься музыкой дистанционно? Ведь такие важные детали как визуальный контакт с учеником, эмоциональное взаимодействие, просто невозможно передать через электронное устройство.

    Заместитель директора по учебной работе заслуженный работник культуры РФ Елена Шепелева рассказала, как менялся традиционный порядок учебного процесса. Так, с марта по май по теоретическим дисциплинам уроки записывались на видео и выкладывались на You Tube. Конечно же такой формат не может заменить обычные занятия в классах, так как преподаватель меньше взаимодействует с учениками и отсутствует моментальная обратная связь. Но оптимальное решение было найдено. Преподаватели создали группы в социальной сети ВКонтакте, куда выкладывали домашние работы, обсуждали насущные вопросы с родителями и учениками. Опять же, онлайн обучение никак не может заменить очного, но на тот момент альтернативы не было.

    Некоторые преподаватели проводили свои уроки в Zoom и Skype. Но и в этих приложениях не всегда было удобно заниматься. Связь может прерываться, посторонние звуки мешать, да и сами дети перед экранами компьютеров теряют концентрацию и настрой. При обучении на музыкальных инструментах очень важно вовремя поправить позицию рук, пальцев, обратить внимание на какой-то музыкальный такт в нотах, что сложно осуществить онлайн. Но преподаватели делали все от них зависящее, чтобы даже онлайн обучение приносило максимальную пользу.

    Из-за коронавируса пришлось отменить и выпускные экзамены, которые проводятся каждый год в мае. Выпускникам выставили оценки на основе текущих. Обычно поздравление и вручение свидетельств об окончании школы проходится торжественно в актовом зале. Приглашаются родители детей. Но, к сожалению, в 2020 году такое выпускное мероприятие провести не удалось.

    Еще одна сложность возникла при организации репетиций у хоров и оркестров, которым важно собираться всем вместе, большим коллективом. О новом формате репетиций струнного оркестра «Юные симфонисты Санкт-Петербурга» рассказал художественный руководитель и дирижер Дмитрий Викторович Воробьев. В марте 2020 года оркестру пришлось перейди на дистанционное обучение. Однако, чтобы ребята не забыли свои партии, не расслабились, сидя дома, было принято решение принимать сдачу оркестровых партий онлайн. Каждый человек записывал видео на телефон и отправлял его дирижеру в What’s App. Не очень удобно и совсем непривычно, но это был самый оптимальный выход. В мае отменили все концерты на окончание года, в том числе и ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют многие оркестры Санкт-Петербурга. И непонятно, смогут ли его организовать в новом 2021 году.

    Начиная с сентября, решили репетировать очно, но небольшими группами – отдельными партиями. Всего в оркестре их шесть: три партии скрипок (первые, вторые и третьи), партия виолончелей, партия альтов и партия контрабаса. Для каждых выделили отдельные дни, чтобы дети в группах могли соблюдать должную социальную дистанцию. Но такой формат никак не может заменить привычные репетиции всем оркестром. Заниматься отдельными партиями очень важно для того, чтобы все ноты игрались чисто и четко. Однако, в оркестре нужно слышать и другие партии, что позволяют сделать лишь совместные репетиции.

    В свое время индивидуальные уроки по специальности сейчас проходят иногда дистанционно, а иногда очно. Все преподаватели носят защитные маски, детям это делать не обязательно. На входе в школу каждому измеряют температуру. Елена Евгеньевна сказала, что все же тот весенний период дистанционного обучения смог обновить и полностью перенастроить учебный процесс. Навыки, которые преподаватели получили за это время, будут усовершенствоваться. Ведь все требует развития, в том числе и организация учебного процесса. Инновации должны происходить не только в технике подачи, но и в ее методике.

    В прошлом году ДШИ № 4 отметила юбилей – 60 лет. Директором на протяжении уже двадцати лет является заслуженный работник культуры РФ Виктор Екимов. Сейчас школа входит в число лучших школ Санкт-Петербурга и России. В детской школе искусств № 4 проходят фестивали и конкурсы совершенно разных масштабов – от школьных и городских до международных: международный конкурс юных пианистов «Ступень к мастерству», открытый городской фестиваль струнных оркестров и ансамблей им. Г.И. Гарлицкого, школьный конкурс учащихся классов фортепиано «Крещендо», школьный конкурс учащихся струнных инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа) «Вверх по ступенькам», школьный конкурс гитаристов, школьный открытый конкурс учащихся баяна и аккордеона.

    Международный конкурс юных пианистов «Ступень к мастерству» – является членом Европейского Союза Музыкальных Конкурсов для Юношества (EMCY). В 2000 году по рекомендациям наблюдателей EMCY конкурс «Ступень к мастерству» был принят в Европейский Союз Музыкальных Конкурсов для Юношества. Его лауреатами являются сейчас уже известные пианисты: Мирослав Култышев, Александр Лубянцев, Андрей Коробейников, Лукас Генюшас, Александр Мутузкин и Сергей Редькин. В составе жюри в разные годы были представители Италии, Аргентины, Австрии, Германии, Польши, Литвы, Китая, Франции, Сербии, Южной Кореи и Австралии.

    Каждый год выпускники детской школы искусств № 4 поступают в учреждения среднего и высшего образования. В этом году 8 учеников школы стали студентами Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова и 5 человек поступили в Санкт-Петербургские музыкально-педагогические училища.

    Такие результаты обучения выпускников только доказывают, что в школе детей не просто учат играть по нотам музыку, там учат ее ощущать и понимать. Учат любить искусство. Учат ответственности и дисциплине. Не зря набор в школу начинается еще с четырех лет. Чувствовать музыку школа учит с самого детства. Но до конца обучения доходят не все поступившие, а только самые сильные и дисциплинированные. Обучение музыке требует много времени, сил, но самое главное – желания. Именно особая методика подачи материала в детской школе искусств №4 и вызывает это желание изучать и любить музыку.

    Елизавета Кочергина

    Текст: Новости Фрунзенского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Фрунзенского района Санкт-Петербурга
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31