• Несколько дней назад на одной из детских площадок Петербурга произошел конфликт бабушки здоровой девочки и представителя центра «Какая разница», которая сопровождала детей с аутизмом. Эту проблему обсуждают на самом высоком уровне - скандалившая женщина уже извинилась, но аналогичных случаев «противоборства» родителей обычных детей и детей с инвалидностью по городу достаточно много. Мы поговорили о ситуации с Олесей Киселевой, заместителем руководителя АНО «Центр социальной поддержки и добровольчества «Созидатели».

    Часто ли родители особых деток сталкиваются с таким отношением? Как они реагируют?

    - Да, случается. Особенно туго приходится родителям детей с аутизмом. Ребята внешне сохранны, но имеют поведенческие особенности, которые могут пугать окружающих. Родители сетуют, что им, видимо, нужно ходить с табличкой, оповещая, что их ребенок – особенный. Как правило, отношение к колясочникам более лояльное, чем к детям с ментальными нарушениями.Реакция может быть разной: кто-то из особых родителей довольно агрессивно начинает защищать своего ребенка, кто-то уходит в сторону, чтобы избежать конфликта, кто-то пытается не обращать внимания, кто-то спокойно просвещает неразумных.

    Как может взрослый объяснить здоровому ребенку, что есть дети с особенностями? Что он должен говорить?

    - Есть очень хороший мультик, называется «Про Диму». Там довольно емко даны рекомендации, как детям объяснить особость их сверстников: есть люди с разным цветом кожи, есть левши и правши, с разными вкусовыми предпочтениями, кто-то с веснушками, а кто-то в очках. Кто-то может ходить и разговаривать, а кто-то не может ни того, ни другого. И при этом все равны. Просто внимания “особикам” нужно больше. Важно донести, что инвалидность не заразна. Мир разнообразен. Улыбайся. Замедлись. Подружись.

    На почве чего чаще всего возникают конфликты с родителями здоровых детей? Что конкретно им не нравится в соседстве с детьми с инвалидностью?

    - В большинстве случаев сами дети с интересом относятся к особым ребятам и в силу своей любознательности задают вопросы. Но далеко не все взрослые могут корректно на них ответить. А незнание как раз порождает страх и агрессию. Некоторые родители здоровых детей беспокоятся, что общаясь с "особиком", их собственный ребенок будет подражать или "заразится". К сожалению, иногда случается, что и сами особые родители уже заранее отрицательно настроены, исподволь ждут негатива. А как ты к миру, так и он к тебе.

    Как корректнее всего можно выходить из таких аналогичных ситуаций? Правильнее, по твоему мнению, будет уйти с ребенком с площадки или остаться?

    - На мой взгляд, родители должны отстаивать интересы своего ребенка, терпеливо и максимально корректно объяснять оппонентам, что все люди имеют совершенно одинаковые права. Но чтобы объяснять это всем постоянно при каждом выходе из дома, нужен неисчерпаемый запас терпения. Чтобы неприятных ситуаций становилось меньше, необходимо комплексное решение проблемы. И ключевой момент здесь – доступная среда. Тогда и инвалидов на улицах будет куда больше, и они уже не будут казаться дивом для окружающих. Повсеместное просвещение через социальную рекламу и инклюзивные проекты ускорит процесс принятия таких детей обществом.

    А есть ли обратные случаи - когда здоровые дети и особенные дети вместе прекрасно играют и проводят время?

    - В практике организации «Созидатели» есть прекрасный пример творческого взаимодействия особых и нормотипичных детей - инклюзивный театр. У нас совершенно равнозначная и равноправная команда, все друг другу помогают и совершенно не делают различий. Не всегда такое возможно, есть дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, и в этом случае взаимодействие затруднено. В этой ситуации будет достаточно просто понимать и принимать таких детей.


    Текст: Новости Фрунзенского района.
    Фото: https://vk.com/okiseleva
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3