• 28 сентября в Центральной районной библиотеке им. А.П. Чехова открылась выставка, посвященная поэту-имажинисту, писателю, драматургу, сценаристу Анатолию Мариенгофу. Давний поклонник его творчества, писатель Захар Прилепин рассказал купчинцам, каким на самом деле был Мариенгоф, как он повлиял на Есенина.

    Имажинисты как члены литературной группы заявили о себе в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Они считали основой искусства образ.

    Самые известные имажинисты – Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич. Рюрик Ивнев. Исследователи до сих пор спорят, какими были отношения между Мариенгофом и Есениным.

    «Есенина считали правильным, народным, а в образе Мариенгофа сконцентрировали все плохое, – отметил Захар Прилепин. – Но на самом деле самый трезвый и деятельный период в жизни Есенина – период дружбы с имажинистами. Тогда он не пил и написал огромное количество текстов. Я говорю об этом, показываю письма и стихи Есенина, посвященные Мариенгофу, привожу факты существования их замечательной дружбы. Но многие люди не хотят это воспринимать».

    У Мариенгофа была сложная творческая судьба. Известный актер и режиссер, близко знавший Мариенгофа, Михаил Козаков писал: «Анатолий Борисович Мариенгоф, замечательный литератор, поэт-имажинист, “последний денди”, по меткому определению Мейерхольда, был на положении изгоя. Его травили. Прекрасный его “Роман без вранья”, рассказывающий о Есенине, окрестили “Враньем без романа”, книга и сам автор были подвергнуты остракизму».

    О правдолюбии Мариенгофа на открытии выставки рассказал российский поэт, критик и литературовед Олег Демидов: «Когда Мариенгоф пишет, что это “Роман без вранья” – он действительно без вранья. Он показывает Есенина вживую. Пусть это где-то неприлично, где-то это скандально, но это правда. Та правда, которая была у них на двоих».

    «Для нас – людей одного поколения – Мариенгоф начинался примерно одинаково, –отметил директор Централизованной библиотечной системы Дмитрий Карасев. – Вначале я увлекся Есениным. Потом мама принесла первое издание «Романа без вранья», это был примерно 1983 – 1984 год. Он меня до глубины души поразил своим языком, точностью высказываний автора. И потом я прочитал первое издание “Циники”. Лично на меня в жизни повлияли несколько книг – не более десятка. И в первых рядах, конечно, “Циники”. Это фантастическая книга».

    В 1919 – 1921 годах Есенин и Мариенгоф часто выступали вместе на различных вечерах, совместно организовали книжную лавку на Никитской, посвящали друг другу стихи, одно время даже жили под одной крышей.

    После смерти Есенина Мариенгоф Писал: «Не стало Есенина. Я плакал в последний раз, когда умер отец. Это было более семи лет тому назад. И вот снова вспухшие красные веки. И снова негодую на жизнь».

    Верным другом Мариенгофа была и его жена – актриса Анна Никритина. Она благотворно влияла на мужа, и именно под ее влиянием он стал работать для театра и кино.

    Рассказывая о Мариенгофе, важно упомянуть актрису Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Нину Ольхину. После смерти Никритиной Ольхина приняла на себя заботу о сохранении памяти Мариенгофа. Благодаря ей организаторы выставки в библиотеке им. А.П. Чехова смогли работать в ЦГАЛИ с архивом Мариенгофа и Никритиной.

    Куратор выставки «Великолепный Мариенгоф: человек без футляра» Марина Яковлева рассказала, как создавался этот проект: «Инициатором выставки был Дмитрий Юрьевич Карасев. Сначала мы не ожидали, что получится такой большой проект. А для нашей маленькой библиотеки это большое событие. Мы провели масштабную архивную работу. Оказалось, что есть отдельно выделенный архив Анатолия Мариенгофа и его жены Анны Никритиной. Там мы нашли много ценной информации».

    Самая известная книга Мариенгофа «Циники» после издания в Берлине принесла своему автору много неприятностей, из-за которых ему пришлось публично каяться на страницах «Литературной газеты».

    О судьбе своих киносценариев и пьес он писал: «Сегодня, то есть 9 февраля 1957 года, все мои пьесы запрещены. Больших девять. Юношеские не в счет, очень плохие – тоже. Одни запрещали накануне первой репетиции, другие – на кануне премьеры, третьи – после нее, четвертые – после сотого спектакля (“Люди и свиньи”) пятые – после двухсотого (“Золотой обруч”)».

    Всего Мариенгоф написал около десяти сценариев и снял шесть фильмов: «Дом на трубной» и «Проданный аппетит» (1928), «Веселая канарейка», «Живой труп» и «Посторонняя женщина» (1929), «О странностях любви» (1936). В 1991 году вышел на экраны художественный фильм «Циники», поставленный режиссером Дмитрием Месхиевым по мотивам одноименного романа Мариенгофа.

    «Многие годы личность этого выдающегося литератора находилась как бы в тени великого поэта Сергея Есенина, – отметил глава администрации Фрунзенского района Константин Серов. – “Роман без вранья” стал своего рода эпитафией на смерть Сергею Есенину, роман “Циники” заслуженно считается классикой отечественной литературы. Мариенгоф неповторим, как и вся история нашей культуры. Надеюсь, что данная выставка откроет много нового для посетителей».

    Выставка «Великолепный Мариенгоф: человек без футляра» открыта до 6 ноября в Центральной районной библиотеке им. А. П. Чехова по адресу: ул. Турку д. 11, корпус 1.

    Текст: Новости Фрунзенского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Фрунзенского района Санкт-Петербурга
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2