• 9 июля в библиотеке им. А.П. Чехова прошел уникальный фестиваль «День М.» посвященный 125-летию поэта и писателя Анатолия Мариенгофа. Перформанс погрузил зрителей в 1920-е – годы расцвета имажинизма. Выставка «“Все тот же Шекспир”. Анатолий Мариенгоф по материалам архива Нины Ольхиной» открыла для публики архивные материалы о Мариенгофе, которые публично еще никто никогда не видел. Состоялся спектакль по его самому скандальному роману «Циники», прошли мастер-классы, кинопоказ, шоу воздушных шариков. И все это – за один день в Купчино.

    Открылся фестиваль с перформанса «Сальто мортале» или Выкидыш отчаяния раскулаченного искусства. Вокруг зрителей разыгралось иммерсивное шоу, погрузившее их в годы расцвета имажинизма – литературного направления в русской поэзии XX века.

    Молодые актеры и поэты прочитали эпатажные стихи имажинистов. Это был необычный формат, но зрители его по достоинству оценили. Чтобы узнать имажинистов, их нужно увидеть и услышать. И у гостей фестиваля была такая возможность. Необычно и то, что специально для перформанса была сконструирована сцена в форме цилиндра.

    Точкой отсчёта в истории имажинизма считается 1918 год. Тогда в Москве Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин основали «Орден имажинистов». 29 января 1919 г. в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. А на следующий день была опубликована имажинистская Декларация, провозглашавшая творческие принципы нового движения. Кроме Мариенгофа, Шершеневича и Есенина Декларацию подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов.

    Представители имажинизма заявляли, что цель творчества – создание образа. Они представляли публике свежие идеи, обновили поэтический язык. Основное выразительное средство имажинистов – метафора.

    Центральным событием фестиваля стала выставка «“Все тот же Шекспир”. Анатолий Мариенгоф по материалам архива Нины Ольхиной», подготовленная библиотечной системой Фрунзенского района и Центральным государственным архивом литературы и искусства Санкт‑Петербурга (ЦГАЛИ СПб).

    На выставке представлены основные этапы жизни и творчества Мариенгофа. Это первые детские годы, проведенные в Нижнем Новгороде, переезд в Пензу после смерти матери, Москва, знакомство с Сергеем Есениным, основание «Ордена имажинистов», женитьба на актрисе Камерного театра Анне Никритиной, рождение сына, переезд в Ленинград.

    Выставку открыли: директор Централизованной библиотечной системы Фрунзенского района Дмитрий Карасев; директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт‑Петербурга Людмила Николаева; куратор выставочного проекта, автор многочисленных экскурсий и интересных материалов о Санкт‑Петербурге Марина Яковлева; поэт, критик, литературовед, автор книги «Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов» Олег Демидов.

    «Выставка является всего лишь частью праздника, который сегодня посвящен не только Анатолию Борисовичу, но и имажинистам в целом, – отметил директор Централизованной библиотечной системы Фрунзенского района Дмитрий Карасев. – Уже в тот момент, когда мы в сентябре открывали первую посвященную Мариенгофу выставку, стало понятно, что то огромное количество собранных материалов не умещалось в одно мероприятие, поэтому мы стали готовить следующее. Более того, и эта выставке – не последняя. И она бы не состоялась без участия Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт‑Петербурга».

    На выставке впервые представлены архивные материалы из фондов Анатолия Мариенгофа, его жены Анны Никритиной и актрисы, ставшей их приемной дочерью, Нины Ольхиной.

    «Анатолий Мариенгоф открылся нам другой гранью после изучения других архивов и фондов, которые у нас хранятся, – отметила директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт‑Петербурга Людмила Николаева. – Мы, конечно, не изменили абсолютного мнения о нем, но эта новая грань заставила еще ярче сверкать этот образ, что для имажинистов – в первую очередь. Такой архив в нашей стране один».

    Нина Ольхина никогда официально удочерена не была, но и Мариенгоф, и Никритина считали ее своей дочерью. В 1940 году трагически погиб их единственный сын Кирилл. Нина Ольхина потеряла в годы репрессий и блокады Ленинграда родителей. Судьба свела этих одиноких людей в 1948 году, когда на сцене Большого драматического театра начались репетиции спектакля «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского. Нина Ольхина играла в этом спектакле Ларису, а Анна Никритина – ее мать. И в жизни она стала второй матерью для Ольхиной, а дом Никритиной и Мариенгофа стал для нее родным домом.

    Нина Алексеевна Ольхина была замечательной актрисой, которую любили лениградцы. В Большой драматический театр зачастую ходили именно на Ольхину. На выставке представлены фотографии ее наиболее значимых театральных работ, книги с автографами известных писателей, актеров, композиторов.

    Став настоящей преданной дочерью, Нина Ольхина бережно хранила все, что ей завещали. А после смерти Анны Борисовны передала эти материалы в ЦГАЛИ. В настоящее время из них сформированы фонды Мариенгофа, Никритиной и Ольхиной.

    «Казалось, что мы уже все сказали о Мариенгофе, но в прошлом году, когда мы готовили первую посвященную Мариенгофу выставку, еще не был описан архив Нины Ольхиной, – отметила куратор выставочного проекта, автор многочисленных экскурсий и интересных материалов о Санкт‑Петербурге Марина Яковлева. – Выставка получилась очень красочной, наполненной, интересной. И мы постарались, чтобы наш рассказ об этой выставке был не менее интересным».

    У Мариенгофа была непростая судьба. В 1913 году (в 16-летнем возрасте) он потерял мать, а в 1918 – отца. В 1925 году повесился его друг Сергей Есенин. Тогда Мариенгоф писал: «Не стало Есенина. Я плакал в последний раз, когда умер отец. Это было более семи лет тому назад. И вот снова вспухшие красные веки. И снова негодую на жизнь». Но на этом несчастья в жизни Мариенгофа не закончились. В 1940 году его, как отца, постигло величайшее горе – повесился его 16-летний сын Кирилл.

    У Мариенгофа была также  непростая творческая судьба. Известный актер и режиссер, близко знавший Мариенгофа, Михаил Козаков писал: «Анатолий Борисович Мариенгоф, замечательный литератор, поэт-имажинист, “последний денди”, как называл его Мейерхольд, был на положении изгоя. Его травили. Прекрасный его “Роман без вранья”, рассказывающий о Есенине, называли “Враньем без романа”, книга и сам автор были подвергнуты остракизму».

    «Столько всего свалилось на голову Анатолию Борисовичу, не совсем понятно, как он с этим справлялся, – отметил поэт, критик, литературовед, автор книги «Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов» Олег Демидов. –  Это человек, который старался никогда не унывать. Даже письма он старался писать так, чтобы это заряжало и адресата письма, и его самого. Это тот пример, которому мы можем следовать сегодня. Также хочу отметить, что эта выставка уникальна. Представленные фотографии никогда нигде не публиковались».

    Важными мероприятиями фестиваля стали спектакль «Циники» от Социально-художественного театра и показ фильма «Эзоп» с Ниной Ольхиной. Прошли мастер-классы по коллажу «Стойло Пегасика» и «Витрина сердца», актерский мастер-класс «Человек будущего» по проекционному театру Соломона Никритина. Работало литературное кафе «Стойло Пегаса».

    Для посетителей фестиваля организован поэтический баттл «Стихами чванствовать». Каждый желающий смог выступить перед публикой со стихами собственного сочинения. Это было еще одно увлекательное мероприятие фестиваля, которое открыло творчество купчинцев для широкой публики.

    Завершило фестиваль одного дня шоу воздушных шариков с пророчествами Мариенгофа.

    Анатолий Мариенгоф был очень интересной, яркой, многогранной личностью с неповторимым литературным стилем и сложной судьбой. Он пережил многое, но оставался преданным творчеству, делал то, что ему действительно нравится.

    «С некоторых пор я в жизни делаю только то, что мне хочется, а не то, что надо». И получается, как будто получше. Но, конечно, не в смысле карманного благополучия», – Анатолий Мариенгоф («Это вам, потомки!»).

    Выставка «“Все тот же Шекспир”. Анатолий Мариенгоф по материалам архива Нины Ольхиной» будет работать в библиотеке им. А.П. Чехова до 9 сентября.

    Адрес библиотеки: ул. Турку, д. 11, к. 1.


    Справка

    Анатолий Мариенгоф рано начал писать стихи и первым критиком был его отец Борис Михайлович, который оказал на будущего поэта большое влияние.

    Мариенгоф считал, что имажинизм зародился еще в Пензе, где в 1918 году вышла его первая книга стихов «Витрина сердца», изданная на деньги отца. Но определился и утвердился имажинизм, безусловно, в Москве – после знакомства Мариенгофа с Сергеем Есениным, Вадимом Шершеневичем, Рюриком Ивневым и другими будущими членами «Ордена имажинистов».

    Имажинизм в начале 1920-х годов был одним из самых мощных организованных поэтических направлений. Члены «Ассоциации вольнодумцев» устраивали диспуты, поэтические вечера, выпускали много сборников, журнал. У них даже было собственное издательство «Имажинисты». Все проводимые ими публичные мероприятия проходили бурно, иногда – скандально, что, собственно, и входило в их планы.

    Деятельность «Ордена имажинистов» прекратилась в 1926 году. В этом же году напечатана последняя книга стихов Мариенгофа. Летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов».

    Анатолий Мариенгоф писал: «Со смертью Есенина и переездом в Ленинград закончилась первая половина моей литературной жизни, в достаточной мере бурная. С 1930-х годов я почти целиком ухожу в драматургию. Моя биография – это мои пьесы».

    К театральной деятельности Мариенгофа привлекла его жена Анна Никритина, являвшаяся тогда актрисой Камерного театра в Москве. В 1924 году режиссер В.А. Соколов поставил в этом театре спектакль «Вавилонский адвокат» по одноименной пьесе Мариенгофа. Одна из главных ролей была написана специально для Никритиной. В дальнейшем Мариенгоф написал для нее еще несколько небольших пьес.

    Накануне Великой Отечественной войны в московском театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Шут Балакирев» по пьесе Мариенгофа. Всего Мариенгоф написал более десяти больших пьес.

    В 1924 – 1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом «Пролеткино» и сам писал сценарии.

    Всего Мариенгоф написал около десяти сценариев и снял шесть фильмов: «Дом на Трубной» и «Проданный аппетит» (1928), «Веселая канарейка», «Живой труп» и «Посторонняя женщина» (1929), «О странностях любви» (1936).

    В 1991 году вышел на экраны художественный фильм «Циники», поставленный режиссером Дмитрием Месхиевым по мотивам одноименного романа Мариенгофа.


    Текст: Новости Фрунзенского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Фрунзенского района Санкт-Петербурга
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2