• Минэкономразвития совместно с профильными ведомствами по поручению Михаила Мишустина подготовило сценарии развития экономики России до 2030 года. Всего было предложено три сценария: инерционный, стрессовый и целевой. Инерционный сценарий вытекает из санкционных ограничений – как уже введенных, так и потенциальных. Он предполагает большой  провал экономики в 2022–2023 гг., а также снижение потенциальных темпов ее роста. Стрессовый сценарий подразумевает одновременное ухудшение состояния мировой экономики и резкое ужесточение санкционного давления. В случае реализации целевого сценария «ускоренная адаптация» экономика России к 2030 году превысит уровень 2021 года на 17%. Такой прогноз озвучил министр экономического развития Максим Решетников, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к правительству.

    Предложенные ведомством системные решения должны помочь преодолеть спад и выйти на устойчивый рост уже в 2024 году.
    Еще в июне на вводной стратегической сессии в Минэке ожидали, что рост ВВП к 2030 будет на уровне 8,5% по сравнению с 2021, отметил федеральный чиновник, близкий к ведомству. По его словам, теперь планируется, что ВВП будет расти по 2% год с 2023, а в 2028–2030 – на 3%. Темп роста инвестиций в 2030 в этом сценарии составит 30% к 2021 году, а реальные доходы населения увеличатся на 20% за этот период.

    Источник, близкий к правительству и принимавший участие в совещании, сообщил, что к 2030 году правительство ожидает, что структура экономики серьезно изменится: доля экспортно-ориентированных отраслей сократится, это будет компенсировано увеличением доли обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, а также IT, строительства, туризма, культуры, здравоохранения, образования.

    Достичь таких темпов роста планируется с помощью новой социально-экономической программы.  Схематично стратегия может быть представлена в виде следующих блоков.
    - Развитие транспортно-логистической инфраструктуры под новые потребности в экспорте и импорте, в том числе в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Ключевые KPI по этому блоку – прирост грузопотока по основным транспортным коридорам, увеличение объемов поставок продукции ТЭКа, переориентированных с Запада на Восток.

    - Поддержка проектов импортозамещения. Одна часть этого направления предполагает реализацию коротких рыночных инициатив для достижения быстрых и ощутимых эффектов, другая – запуск системных мегапроектов с господдержкой. Все отраслевые группы сформировали заказ для промышленности по конкретным позициям, уточнил один из собеседников. Он отметил, что стимулировать импортозамещение планируется за счет бюджетного финансирования и гибкой таможенно-тарифной политики. Причем для сложных проектов потребуется поддержка из казны «полным рублем», чтобы гарантировать их завершение, добавил он. В результате планируется рост локализации по конкретным товарам, рост доли российской продукции в потреблении по группам.

    - Обеспечение технологической самостоятельности – фактически доступности на рынке всех необходимых технологий. Достичь этого планируется через отечественные разработки и импорт. По словам одного из источников, здесь потребуются настройка и приоритизация государственного технологического заказа и прямой заказ со стороны промышленности.

    - Цифровизация – создание собственной IT-основы в виде оборудования и программного обеспечения (ПО). Приоритетом станет цифровизация реального сектора, обеспечение доступности полных линеек ПО взамен ушедших западных, отмечает федеральный чиновник.

    - Поддержка частной инвестиционной активности. По этому направлению власти планируют в том числе содействовать импорту оборудования через меры таможенно-тарифного регулирования и кредитование. Также будут использоваться средства ФНБ для финансирования крупных долгосрочных проектов, госгарантии и поручительства, инструменты институтов развития.

    - Обеспечение достаточных финансовых ресурсов для перенастройки экономики, в том числе с учетом закрытия доступа к западному финансированию. В этой сфере правительство хочет содействовать развитию фондового рынка и банковского сектора.

    - Повышение гибкости рынка труда. Это направление включает в себя мероприятия по облегчению территориальной мобильности населения и межотраслевого перетока рабочей силы. В числе мер также подстройка среднего специального, дополнительного образования под новые потребности, подготовка IТ-специалистов и инженерных кадров.

    - Развитие предложения в отраслях, удовлетворяющих растущий внутренний спрос: жилье и ЖКХ, культура, досуг, спорт. Также планируется реализовывать потенциал внутреннего туризма, т. е. вкладываться в инфраструктуру и средства размещения.

    - Развитие социальной сферы. Эта часть общей стратегии будет реализовываться в русле национальных целей развития до 2030 г. На совещании подчеркивалось, что все принятые социальные обязательства будут безусловно выполняться. Кроме того, планируется усиливать импортозамещение в здравоохранении за счет дальнейшего развития отечественной фармацевтической промышленности, медицинских технологий и производства оборудования, расширить предложение медицинских и социальных услуг.
    - Региональное развитие. Направление включает в себя привязку системных и отраслевых задач на уровень субъектов. Правительство хочет отдельно сфокусироваться на Кавказе, Прикаспии и Дальнем Востоке в связи с перенаправлением транспортных потоков.

    По каждому блоку установлены конкретные KPI. В результате реализации стратегии бюджетный дефицит может возрасти, признают собеседники, но не в ущерб обеспечению долгосрочной макростабильности.


    Текст: Новости Фрунзенского района
    Фото: pixabay
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2